Випассана: когда меньше всего хочется - это говорить


В Таиланде можно найти всё: в Бангкоке - известные нелегальные пинг-понг шоу (нет,это не когда играют в маленький шарик два немолодых мужчины, одетые в отглаженные рубашки-поло); горы Чианг Майя; безумные вечеринки Full Moon Party на острове Пханган; умиротворенные деревушки с плантациями манго и ананасов, пляжи с регги- барами и дредастыми головами, из которых ежедневно и возможно круглогодично выпускается дым марихуаны. 
После окончания моего 4х месячного контракта в школе, я поняла,что не хочу его продлять уже на год даже с разными вкусностями,что шли с ним,например как, рабочая годовая виза.Смотря на своих коллег-иностранцев, так же как и я приехавшие когда-то в Таиланд,потому что тут экзотика,солнце и тебя никто не знает, я понимала,что не хочу так,как они. Да, по приезду у тебя есть новая возможность стать другим,представиться другим именем, ходить в черных рокерских ботинках или не бояться подмигивать в барах тому,кто нравится. 

Но первая волна эйфории проходит после месяца-двух,и становится обыкновенно. Работа учителем в средней общеобразовательной школе, быстрые перебеги на ланч, сплетни в учительской, обсуждение злого босса, пятничные совместные посиделки в единственном баре в городе, неудавшиеся служебные романы. Что до сих пор напоминает о том,что ты не где-нибудь в провинциальном русском городе,так это наличие риса во всех блюдах дня,частое попадание под проливной тропический дождь по дороге на работу, неожиданное выпрыгивание непонятных насекомых из рюкзака и каждодневное сияние солнца. И звучит-то на самом деле не плохо,чтоб остаться в таких благах на много лет, но только не 23х летней еще неопытной девочки,которой надо исследовать, понимать ,учиться,бояться,но делать. 

Часто нужная информация или совет,приходит тогда,когда мы меньше всего его ждем. Как-то в очередной раз на пятничной сходке учителей в баре, пришли пару незнакомых ребят из Австралии,остановившиеся в этом городке на одну ночь. Высокие длиноволосые блондины, как будто только вышли из фильма “Спасатели Малибу”, и даже один из них был в красных шортах. Все сходится. 
За потоком шуток про кенгуру и про американцев вкупе с недвусмысленными подкатываниями с не всегда понятным австралийским акцентом, я услышала их рассказ про крайне интересное место,где-то в джунглях. А именно лесной монастырь Суан Моккх в 3-4 часах езды. Там каждый месяц на английском языке проходят 10-ти дневные курсы медитации Випассана,где принимаешь обед молчания до конца курса, где далек от цивилизации. Тишина в джунглях, в конце концов находящая отражение и в тебе. Решение ехать было принято за секунды три,так как первые две ушли на то,чтобы перестать пялиться на 6-ти кубиковый загорелый пресс этих двух спасателей. 

В один из дней я собрала рюкзак, закупилась водой,набрала в дорогу мини-бананов и завела свой розовый (отмазка-другого цвета не было) скутер. Попрощалась с пляжом,на котором каждое утро встречала розовый рассвет, попрощалась с хозяйкой моего арендуемого бунгало, которая гордилась,что у нее живет белый человек с рыжими волосами и отправилась в путь. 

После нескольких часов в пути я наконец-то приехала в монастырь. Удаленность от дороги и вообще ото всего, джунгли вокруг, неспешно ходящие,будто летающие монахи в оранжевых одеяниях, и это тишина, от которой сначала жутко страшно. Твои уши привыкли слышать шумы городов, проезжающих машин, говорящих по телефону людей. Твои глаза привыкли видеть пястрящую рекламу; яркий экран монитора компьютера;тысячи букв,сплетенных в один большой ком. А тут единое зеленое пространство и ты в нем,немного потерянный,но все же органично вписавшийся. 

Курс начался с небольшого инструктажа по правилам монастыря. Там было все нельзя,кроме медитаций. На протяжении 10 дней нельзя: разговаривать,пользоваться любыми электронными приборами и гаджетами, читать, петь,смотреть в зеркало, танцевать, думать о плохом, вообще много думать, обращать внимание на понравившихся людей вокруг,чтобы не тормошить ни их ауру,ни свою; не убивать никого из любых существ,кто бы это не был от красного головастого муравья,решившего,что вы - горы и непременно надо ему ее покорить, до скорпионов,больших пауков и змей,которых было немало в джунглях. 
Также к этим всем “нельзя” плюсовались и другие правила монастыря: вставать в 4 утра под звон громкого колокола, спать на деревянном подушке на бетонной полке в своей комнате,уж очень напоминающей камеру, есть раз за сутки до 12 дня, обязательные 2х часовые занятия йогой и ,собственно, медитация в различных ее формах в течении 12 часов. В качестве душевой кабины была единственная просторная комната,где в простыне можно было облиться ледяной водой,стараясь не обнажить свои причинные места. 

Главная суть этого курса - научиться медитировать, понять как медитация важна в повседневной жизни,быть в состоянии здесь и сейчас, пожить как монах,отбросив свои мирские желания: желание денег,власти,секса и т.д. 

Первые три дня я абсолютно ненавидела это место и этот курс,потому что мне было страшно. Вот так близко с собой я еще не общалась и так тщательно не рассматривала свои мысли.Мне было стыдно и неприятно,что большая часть того,о чем я думаю - это микс из детских переживаний,боязни пауков и сексуального влечения к некоторым людям на курсе. Я внутри себя повторяла “Как монахиня,будь как монахиня”,а мозг мне отвечал “Да на какой тебе это сдалось? Тебе 23! Sex,drugs and rock’n’roll!”. Позже мне удалось усмирить бушующего зверя внутри. 

Нам рассказывали о буддизме и его истоках, не с целью переманивания в эту религию, а больше с целью просвещения. Нас кормили по раз за день, не потому что им было некогда готовить на все 70 человек, а потому что чем меньше наш желудок забит,тем лучше и ясней получается медитировать. На единственном приеме пищи - завтрак около 9ти утра, был шведский стол: и рис, и сладости веганские, и овощи, и фрукты. Так же на одного человека выдавалась одна тарелка,куда ты можешь положить столько и что хочешь. В первые дни,словно голодный пес в мультике “Жил был пёс”, я накладывала в тарелку всё и получалась адская смесь из риса,супа,сладкого,овощей,сухофруктов. Это надо было есть. Съедала и ужасно себя чувствовала. Потом я поняла,что надо выбирать,что на сегодня я съем, на завтра будет что-то другое. И как ни странно, с таким осознанным пониманием еды и ее таким же осознанным употреблением, чувство голода день ото дня уменьшалось. 

Было интересно наблюдать как количество людей на курсе сокращается каждый день. Я так и не узнаю,почему ушли те или иные люди после 3,4 и даже 8 дня, но в конце нас осталось всего не больше 30. Подъем в 4 утра оказался не таким уж и страшным,если ложиться и сразу засыпать в 9 вечера. В первые дни у меня это не получалось, потому что я представляла себе как именно сейчас ползет змея около ног или большой паук плетет паутину над головой. Было жутко страшно,но со страхом можно играться и даже это может получиться весьма увлекательно. Например, я представляла ,что паук плетет паутины по мотивам великих произведений искусства, а змея на самом деле ползет на свиданку. Как-то ,но становилось легче и я засыпала. 

Отношения с соседками,даже не проронив ни одного звука, все же сложились. Как-то ко мне пришла в комнату женщина с испуганными глазами. Я встала и пошла за ней. Она жила за стенкой от меня. Женщина с черным каре показала мне на стену, а там мирно сидело что-то большое,что до сих пор не нашло словесного определения в моей голове. Не поддавая ввиду,но трясясь изнутри,я взяла простынь,накрыла это что-то неопознанное и выбросила из комнаты обратно в джунгли. Женщина с каре поблагодарила меня глазами. Но видимо она решила,что я бесстрашная и потом еще несколько раз подходила ее спасти. Сказать я ничего не могла и приходилось спасать. 

В конце 9ого дня, когда прослушаны все лекции монахов,когда проделаны все сессии йоги, когда пробретено внутреннее спокойствие и безмятежность, когда побеждены многие страхи внутри,когда знаешь всех этих 30 человек,хотя ни разу с ними не разговаривал,то наступает возможность рассказать на импровизированной сцене под ярким светом фонарей,что ты чувствовал на протяжении курса. Видя, что выходят к микрофону только мужчины, я решила нарушить эту статистику. 

“ Всем здравствуйте. У меня есть признание : я убила 1 паука, 4 муравья, 2 непонятные штуки и внутренне поругалась на большую змею,переползающую дорогу.А теперь о курсе….” - так началась моя речь пред всеми монахами,учениками,помощниками в лесном монастыре где-то в тайских джунглях. 
Когда услышала смех в аудитории, то подумала о возможной карьере стенд-ап комика. 

Этот медитативный курс не решил всех моих проблем,я не стала йогом 80 уровня, не достигла нирваны, не всегда осознанно что-то делаю, но я научилась быть с собой и не бояться. 

Первое,что я сделала после выхода из монастыря - это посмотрела в маленькое зеркало на моем скутере. Увидела новые черты.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Таиланд|Город по ошибке

Вшивый вагон